Как подобрать шрифт для проекта

Правильно подобранный шрифт делает дизайн проекта законченным и продуманным, помогает воспринять образ продукта до прочтения текста. Чтобы подобрать шрифт для проекта, нужно учесть основную задачу шрифта в проекте, технические характеристики шрифта, важные для проекта, и настроение, которое должен создавать шрифт.

Шаг первый: определяем основную задачу шрифта в проекте

Какую задачу в проекте выполняет шрифт: передаёт информацию или привлекает внимание? Для передачи информации главные характеристики шрифта — удобочитаемость и незаметность. Если основная цель — привлечение внимания, то мы выбираем выразительный шрифт с явным голосом и характером.
Onest — нейтральный шрифт, его можно безопасно использовать во многих проектах
Unbounded — необычный шрифт, подойдёт для логотипа или постера
Чем нейтральнее шрифт, тем безопаснее его использовать для большинства проектов. Нейтральный шрифт может выглядеть скучно. Чем выразительнее шрифт, тем больше настроения появляется в проекте. При этом возрастает цена ошибки, если выбран шрифт не с тем характером.
Для передачи информации лучше всего подходят текстовые шрифты. Текстовый или наборный шрифт — шрифт с нейтральным характером. Буквы в текстовых шрифтах имеют привычную форму, которая не отвлекает от содержания. Примеры нейтральных текстовых шрифтов из нашего каталога: IBM Plex Serif, PT Serif.
Для привлечения внимания и создания настроения используют акцидентные шрифты. Акцидентные шрифты — большая и разнообразная группа: некоторые c необычной формой букв, некоторые ближе к текстовым, но с более выразительным, чем у них, характером. Примеры акцидентных шрифтов из нашего каталога: Ambidexter, Druzhok.

Шаг второй: определяем технические требования к шрифтам в проекте

Технические характеристики шрифта включают: знаковый состав шрифта, количество начертаний, наличие вариативности. Например, если мы знаем, что в проекте будут математические формулы или нужна поддержка определённого языка, при выборе шрифта важно это учесть.
Первый вопрос при подборе шрифта с точки зрения технических характеристик — какие языки нужны для проекта. Даже если подобрать идеальный по настроению шрифт, но в нём не окажется, например, нужного в проекте казахского языка, использовать шрифт не получится. Многие шрифты с качественной латиницей не поддерживают кириллицу.
Второй вопрос — нужны ли для проекта специальные символы для математических или химических формул, знаки валют. Например, частная проблема для дизайнеров в русскоязычных проектах — отсутствие знака рубля в выбранном шрифте.
Третий вопрос — какая структура у текста в проекте: нужны ли выделения курсивом или жирные начертания для заголовков. Если шрифт нужен для однородного сплошного текста, для основного шрифта достаточно одного начертания. Если в проекте нужны выделения, лучше выбрать вариативный шрифт или шрифт с несколькими начертаниями. Иногда обязательно наличие курсивного начертания.

Шаг третий: определяем настроение шрифта по параметрам

Основные типы начертаний — обычное, тонкое и жирное. Начертания влияют на общее впечатление быстрее всего — их мы замечаем в первую очередь. Обычное начертание — эмоционально нейтральное, лучше всего подходит для спокойного чтения. Некоторые шрифты выглядят достаточно спокойно в обычных начертаниях, а в жирных их особенности проявляются ярче.
Шрифт — часть визуального образа проекта, голос, на котором он говорит. Настроение и эмоции — субъективные характеристики: стопроцентной точности восприятия настроения шрифта добиться сложно. При этом есть определённые параметры, которые учитывают для создания настроения: начертания, наличие или отсутствие засечек, степень открытости букв, их ширина, степень округлости, геометричность шрифта, уровень контраста. Эти параметры влияют на эмоции, которые передаёт шрифт.
Ультратонкое, обычное и ультратолстое начертания шрифта Piazzolla
Начертания
Тонкое начертание передаёт ощущение лёгкости, спокойствия, деликатности, воздушности. Такие шрифты часто используют в косметологической отрасли, в рекламе нижнего белья. В больших объёмах текста тонкие начертания затрудняют чтение, их лучше не использовать.
Шрифты с засечками называют антиквами, шрифты без засечек — гротесками. Засечки помогают глазу лучше скользить по строке, поэтому шрифты с засечками чаще всего используют для текстов больших объёмов: лонгридов, инструкций, художественной литературы.
Шрифты с жирными начертаниями привлекают внимание, воспринимаются как весомые, заметные, уверенные, передают ощущение тяжести и мощи. Жирные начертания больше подходят для традиционно «ярких» отраслей: спорта, шоу-бизнеса, игр.
Наличие или отсутствие засечек
В основном тексте шрифты с засечками эмоционально нейтральны: они привычны глазу и не создают особого настроения. В небольших кеглях, например в подписях к иллюстрациям, засечки могут мешать чтению, поэтому лучше использовать шрифты без засечек.
В заголовках и в любых текстах, набранных больших кеглем, шрифты с засечками воспринимаются как изящные, классические, утончённые, консервативные. Шрифты без засечек воспринимаются как практичные, с демократичным характером. Интересный приём — игра контрастов: сочетание ультрасовременного дизайна и классического шрифта с засечками.
Шрифт с засечками PT Serif
Шрифт без засечек IBM Plex Sans
Шрифты бывают со скруглёнными формами, а могут тяготеть к острым углам и геометрии. Скруглённые шрифты подходят для детских сфер, для рекламы продуктов питания, потому что визуально напоминают пирожки, булочки, шарики мороженого. Округлости передают чувство комфорта, защищённости, мягкости. Острые «колючие» шрифты с жёсткими углами — про дискофорт, напряжение, привлечение внимания, суровость. Встречаются в рекламе подростковых субкультур.
Степень округлости
Шрифт с острыми углами Aldrich
Округлый шрифт Yanone Kaffeesatz
Степень открытости разомкнутых букв в шрифте называют апертурой. Проще всего понять, открытый шрифт или закрытый, анализируя, например, букву «с». Если «с» стремится стать «о», то шрифт закрытый, если нет — скорее открытый.
Степень открытости
Открытость знаков в шрифте отвечает за уровень дружелюбия: шрифты с открытыми буквами — экстраверты, идущие навстречу миру, а с закрытыми — интроверты. Открытые шрифты — про комфорт, дружелюбие и демократию. Закрытые — про избранность, строгость, надёжность.
Сравнение закрытых и открытых букв. Шрифт с закрытой апертурой Piazzolla и шрифт с открытой апертурой Ubuntu
Ширина знаков шрифта влияет на читабельность. Привычная ширина знаков в шрифте удобна для чтения и нейтральна эмоционально. Узкие и широкие знаки передают определённое настроение. Узкие воспринимаются как собранные, интеллектуальные, а широкие — как уверенные в себе и привлекающие внимание. Сверхузкие и сверхширокие шрифты лучше использовать только в коротких текстах.
Ширина знаков
Donpoligrafbum — широкий акцидентный шрифт, SF Pro Display — средняя ширина знаков, PT Sans Narrow — узкий шрифт
Контрастностью шрифта называют разницу между толщиной основных и дополнительных штрихов в буквах. Средний уровень контраста привычен глазу, шрифты со средним уровнем контраста хорошо использовать для длинных текстов. Шрифты со средним уровнем контраста эмоционально нейтральны. При отсутствии контраста шрифт воспринимается как простой, лаконичный, современный. Шрифты с сильным контрастом отсылают к классицизму, хорошо подходят для титульных листов, театральных афиш, моды.
Степень контраста
Есть шрифты, в которых преобладают простые геометрические формы: круги, квадраты, прямые линии, а штрихи в буквах имеют одну и равномерную толщину. Такие шрифты нейтральны, менее человечны, больше про профессионализм или динамику. Пример такого шрифта из нашего каталога — закрытый гротеск Golos.
Геометричность
Есть шрифты гуманистических форм: с открытыми разноширинными буквами, с большим количеством изгибов, овалов и полуовалов. Такие шрифты универсальны. Пример шрифта с гуманистическими формами из нашего каталога — PT Sans.
Контрастный шрифт Austin
Гуманистический шрифт PT Sans
Геометрический шрифт Golos
Неконтрастный шрифт Code Next
Автор: Евгения Черноиванова
Эксперт-консультант: Алексей Стрельницкий
Дизайнер: Владимир Жигунов
Made on
Tilda