Классификация шрифтов

Классификация шрифтов нужна не только в научных целях. Знание шрифтовых групп помогает ориентироваться в шрифтовых каталогах и быстрее подбирать нужный шрифт. В статье рассмотрим самые популярные группы шрифтов и объясним, для каких целей они подходят.

Пропорциональные шрифты

Буквы многих алфавитов имеют разную ширину знаков: например, кириллическая буква «ш» занимает большую площадь, чем буква «у». В пропорциональном шрифте эта разница в площади остаётся. Большая часть шрифтов — пропорциональные. В них символы выглядят привычнее для глаза, вокруг нет лишнего белого пространства.

Шрифты без засечек

Шрифты с засечками

Шрифты с засечками на концах букв ещё называют антиквы. Название произошло из латинского antiquus — древний. Иногда в шрифтовых каталогах антиквы называют cерифами — потому что по-английски serif и есть засечка, короткий штрих на конце основного торца букв.
Шрифты без засечек на концах букв ещё называют гротесками. Название произошло от французского grotesque — причудливый или комичный. Буквы в гротесках заканчиватся ровным краем. Первые шрифты без засечек появились в первой половине 19 века, воспринимались по сравнению с привычными шрифтами с засечками как странные и получили название гротескные. Иногда гротески называют sans serif — буквально в переводе с французского это значит «без засечек».
Шрифты с засечками появились раньше шрифтов без засечек. Сейчас шрифты с засечками воспринимаются как классические, утончённые, с элегантным или консервативным характером. Большинство государственных документов набираются шрифтами с засечками. Считается, что глаз лучше воспринимает наборный текст, цепляясь за штрихи, поэтому книги тоже часто набираются антиквенными шрифтами. Примеры шрифтов с засечками: Spectral, IBM Plex Serif.
Гротески сейчас воспринимаются как современные, технологичные, демократичные. Привычный и часто используемый Arial — гротескный шрифт. Примеры шрифтов без засечек: Onest, Fixel.
PT Serif — шрифт с засечками
Raleway — шрифт без засечек
Пропорциональный шрифт Golos — буквы разной ширины
Моноширинный шрифт PT Mono — буквы одинаковой ширины

Моноширинные шрифты

Моноширинный шрифт — шрифт, в котором все знаки имеют одинаковую ширину кегельных площадок. Это означает, что все буквы стремятся к одной ширине. Первоначально моноширинные шрифты делали для печатных машинок.
Текст набран обычным наборным шрифтом Arial: он одинаково хорошо читается и в большом кегле, и в маленьком
Сейчас моноширинные шрифты чаще всего используют в программировании: когда символы одной ширины, легче находить ошибки в коде. В типографике моноширинные шрифты применяются для имитации машинописного текста, в таблицах и технических текстах, для декоративного эффекта. Тексты большого объёма, набранные моноширинным шрифтом, плохо читаются. Примеры моноширинных шрифтов: PT Mono, JetBrains Mono.

Текстовые шрифты

Текстовые шрифты — шрифты со спокойным нейтральным характером: они не привлекают внимания и не отвлекают от чтения. Их задача — передать информацию. Знаки в текстовых шрифтах выглядят максимально привычно.
Рукописный шрифт Elowen хорошо читается в заголовках, но неразборчив в длинных текстах
Текстовые шрифты подходят для больших объёмов текста: длинных статей, инструкций, книг. Текстовый шрифт уместно выглядит и в коротких текстах — если нет цели привлечь к ним особое внимание. Примеры текстовых шрифтов: Alegreya, Source Serif 4.

Акцидентные шрифты

Акцидентные или заголовочные шрифты — шрифты с декоративным характером для коротких текстов. Акцидентными шрифтами набирают заголовки, используют в вёрстке плакатов, афиш и ценников, выделяют части текста. Задача акцидентного шрифта — привлечь внимание читателя. В больших объёмах текста акцидентные шрифты работают плохо. Примеры акцидентных шрифтов: Unbounded, Druzhok.
Декоративный шрифт USSR Stencil вдохновлён советской типографикой, сделан так, как будто буквы нарисованы по трафарету
Внутри акцидентных шрифтов выделяют две подгруппы: рукописные шрифты и декоративные шрифты. В рукописных и декоративных шрифтах знаки часто непривычной формы: характер шрифта становится важнее удобочитаемости.
Рукописные шрифты. Шрифты, которые имитируют чей-то почерк или каллиграфический стиль: буквы выглядят написанными от руки. Шрифты имитируют письмо разными пишущими инструментами: ширококонечное перо, остроконечное перо, карандаш, кисть, фломастер, мел. Для рукописных шрифтов характерен наклон букв вправо. Их часто используют в поздравительных открытках, свадебных приглашениях, оформляют ими надписи на мероприятиях. Рукописными шрифтами набирают учебные прописи. Рукописные шрифты плохо воспринимаются в больших объёмах текста. Примеры рукописных шрифтов: Elowen, Resphekt.
Декоративные шрифты. Яркие и выразительные шрифты, которые ещё называют дизайнерскими. Их цель — привлечь внимание и передать настроение. Они могут быть трёхмерными, могут имитировать различные фактуры, например камня или мятой бумаги, у букв может быть рваный контур. Они могут быть собраны из геометрических форм и лишь отделённо напоминать традиционные буквы. Для набора сплошного текста такие шрифты не подходят. Примеры декоративных шрифтов: PosterToaster, Duolism.
Автор: Евгения Черноиванова
Эксперт-консультант: Алексей Стрельницкий
Дизайнер: Владимир Жигунов
Made on
Tilda